Ключ №143 в таблице ключей Канси
В современной китайской иероглифике знак 血 используется как самостоятельный иероглиф, встречается в качестве элемента в составных иероглифах.
Почему иероглиф "кровь" 血 так похож на "сосуд" 皿?
Иероглиф 皿 является пиктограммой и происходит от изображения сосуда (сначала без ручек, позднее и с ручками).
Иероглиф 血 - идеограмма: рисунок того же сосуда, но с каплей крови внутри. Очевидно, что речь идёт о жертвенном сосуде.
В эпоху Шан (1600-1045 гг до н.э.) в гадательных надписях на костях и панцирях знак «кровь» 血 изображали так:
Для сравнения знак «сосуд» 皿 той же эпохи:
Сюй Шэнь (58-147) в словаре说文解字shuōwén jiězì «Происхождение китайских иероглифов» (первый словарь иероглифов, составленный и упорядоченный по принципу иероглифического «ключа», а также с приведённым анализом строения иероглифического знака) изображал знак «кровь» так:
Жертвоприношения, связанные с кровью, играли важную роль в жизни общества Древнего Китая (особенно в эпоху Шан 1600-1045 гг. до н.э.), например:
Примеры использования знака «кровь» в составе иероглифов. Обратите внимание, что знак может выполнять роль как смыслового, так и фонетического элемента (передаёт в иероглифе только звук и не связан с ним по смыслу).
Примеры использования иероглифа «кровь» в составе слов:
1 Использованы материалы:
-Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 90-99.
-Общество и государство в Китае. Т. XLVII, ч. 1 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2017. – 742 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 22 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 20-35.