huǒогонь
Позиция: 86Количество черт: 4Примеры: dēng лампа, фонарь; zhǔ варить

Ключ №86 таблицы ключей Канси


Огонь 火 huǒ это не только существительное "огонь, пламя", но глагол:

  • жечь, палить; подвергать действию огня
  • гневаться, сердиться; вспыльчивый
  • стать популярным


Иероглиф известен со времен надписей на гадательных костях эпохи Шан (1600-1045 гг.). В то время изображение огня (костра) больше напоминало "гору" 山 shān:

Для сравнения "гора" 山 shān в эпоху Шан и Западная Чжоу (1045-770) гг. :

Первое его значение было глаголом гореть, сжигать. Свет, излучаемый при сожжении чего-либо также стал одним из первых значений знака 火. Ещё позднее значение было расширено до: взрываться, стрелять; ярость, гнев; пылкий, огненный.


Изображение огня имело разные очертания в разные эпохи с Шан до Хань, 2000 лет назад его написание утвердилось окончательно:

Посмотрите внимательно на картинки с разными вариантами написания огня, здесь мы встречаем:

- пламя на земле

- человек рядом с костром

- перекладина на огне для приготовления пищи

- языки огня, сопровождаемые искрами или звуком (звук, искры\крошечные объекты обычно передаются в пиктограммах точками или короткими линиями).


В качестве элемента в нижней части иероглифа огонь также имеет написание - . Похоже на языки костра.


Огонь - стихия в древней китайской космогонии. Ему соответствуют: юг, лето, звезда Антарес, знаки 丙丁 bǐngdīng десятеричного цикла и знак 寅 yín двенадцатеричного; взгляд, сердце, триграмма 离 lí (огонь, юг, средняя дочь - в гадании); красный цвет, зной; созревание.


Огонь - один из элементов у-син. 五行 wǔxíng - пять стихий, пять элементов, пять превращений в космогонии: земля, дерево, металл, огонь, вода.


В "Канонах" мудреца Мо говорится: «Соединим воду [и] землю. Огонь отделенным является. Огонь плавит металл — [значит] огня много. Металл гасит [горящие] угли — [значит] много огня. В области объединения — вода. Дерево — отделено. Для дерева подобное — знание количества оленей и рыб [зависит] от пригодности [вод и лесов]».


При «порождении» все происходит логично: дерево производит огонь (когда его поджечь), огонь производит землю (т.е. пепел), земля производит металл (в земле зарождаются руды), метал – воду (когда плавится до состояния жижи), которая, в свою очередь, дает жизнь растениям. При преодолении – все тоже более-менее «понятно»: вода заливает огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево же разрывает почву, выходя из нее, ну а плотины или канавы из земли могут остановить любую воду.


Элементы у-син присутствуют и в календарных представлениях древних китайцев. Так философ эпохи Хань Ван Чуна (27–97 гг. н. э.), рассуждая о двенадцатилетнем животном цикле, говорил:

"[Циклическому] Знаку сы 巳 sì соответствует огонь, его животное – змея. Знак цзы 子 zǐ также соответствует воде, его животное – мышь. Знак у 午 wǔ тоже означает огонь, его животное – лошадь. Вода побеждает огонь, поэтому свинья пожирает змею. Огонь тушится водой, поэтому если лошадь съест мышиный помёт, то её брюхо вздуется».



(Использованы материалы: Рыков С.Ю. Древнекитайская философия: Курс лекций / ИФРАН, 2012).