Ключ №84 таблицы ключей Канси
Знак 气 в современной китайской иероглифике используется как самостоятельный иероглиф, так и в качестве элемента в иероглифах.
气 qì имеет множество значений — газ, воздух, атмосфера; надувной; дымка, туман; сезон; запах, привкус; дыхание. И очень важная категория: жизненная энергия ци, дух, настроение; душевные силы, состояние (человека); нрав; темперамент; характер, душевный склад, сила, мощь; энергия, жизнеспособность, жизненные силы организма.
Пиктограмма, от которой произошёл знак 气 встречается в гадательных надписях на костях и панцирях черепах эпохи Шан (1600-1046 гг. до н.э.).:
Изображение облаков, плывущих в небе.
Прародитель иероглифов 氣 qì и 乞 qǐ.
Сюй Шэнь (58-147) в словаре说文解字shuōwén jiězì «Происхождение китайских иероглифов» (первый словарь иероглифов, составленный и упорядоченный по принципу иероглифического «ключа», а также с приведённым анализом строения иероглифического знака) изобразил 气так:
Иероглиф 氣 qì зафиксирован в эпоху Сражающихся царств (475-221 гг. до н.э.) имел исходное значение «жертвоприношение рисом/ подносить рис богам, духам». 米mǐ – рис. В более позднее время знак присвоил себе значения исходного 气 «воздух, газ, дыхание» из-за чего стал традиционной формой его написания, упрощенной вновь до 气 в ходе реформы по упрощению письменности в середине ХХ в. в КНР. В то же время для значения, связанного с ритуальным подношением риса, выделился отдельный иероглиф 餼 (упрощенный 饩) xì, чьи значения расширились до: животное, предназначенное для жертвоприношения; жертвенный [скот]; содержание (денежное), снабжение (провиантом).
Фоноидеограмма 氣 qì эпохи Сражающихся царств:
Одно из возможных объяснений знака 氣 - «пар над варящимся [жертвенным] рисом».
乞 qǐ – клянчить, выпрашивать. Зафиксирован также в эпоху Сражающихся царств (475-221 гг. до н.э.) и связан с мольбой, обращением к богам, духам.
Сакральное значение 气.
Таким образом, значение иероглифа 气(氣) — сакральное и физическое одновременно. Значение «пар» расширилось до остальных физических значений (газ, воздух и т. д.), а пар «над жертвенным рисом», дало остальные сакральные значения, развившиеся позже в категории китайской философии: пневма, эфир, энергия, жизненная сила, материя.
Ци 气 одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамичной, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции.
Предельно общее понятие 气 конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и психологическом:
В первом случае ци — универсальная субстанция Вселенной.
Во втором – связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог «жизненных» или «животных духов» европейской философии), способный утончаться до состояний «семенной души» (精 цзин) и «духа» (神 шэнь).
В третьем — проявление психического центра, «сердца» (синь 心), управляемое волей (чжи 志) и управляющее чувствами (цин 情).
Избыток ци, как и недостаток, вызывает разные явления в теле и психике человека: например, 生气 shēngqì (дословно: «рождать энергию ци») - это сердиться, гневаться. Избыток этой энергии, согласно китайской медицине, вызывает болезни — например, разного рода воспаления. А недостаток энергии — вялость, апатия, простуда, малокровие и т.д1.
Иероглиф 气 встречается в качестве элемента в таких иероглифах:
образом пищей); приносить в жертву (богам)
Используется в иероглифах, обозначающих химические элементы (газы):
氧 yǎng кислород
氨 ān аммиак
氮 dàn азот
氢 qīng водород
氯 lǜ хлор
氟 fú фтор
氦 hài гелий
氖 nǎi неон
氰 qíng циан
氚 chuān тритий
氘 dāo дейтерий, тяжёлый водород
氪 kè криптон
и др.
Примеры использования в словах из двух иероглифов:
Погода, явления:
Характер, ци:
Дыхание, голос:
1 Использованы материалы: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.549-551.