shī труп
Позиция: 44Количество черт: 3Примеры: wěi хвост

Ключ №44 из таблицы ключей Канси


Самостоятельный иероглиф, а также элемент в составе других знаков.


Первые изображения 尸 мы встречаем на гадательных панцирях эпохи Шан (1600-1045 гг до н.э.):

Знак происходит от изображения стоящего на коленях человека. В такой позе люди молились во время жертвоприношений, первоначальный смысл 尸 – это особый тип людей, во время ритуальных похорон они играли роль богов, им поклонялись и приносили жертвы. Эти люди отбирались с помощью гадания и должны были иметь кровную связь с умершим. Так как 尸 фактически возглавляли церемонию, позднее к иероглифу добавилось значение «возглавлять, распоряжаться».


Со временем 尸 стал использоваться все реже и реже, от него произошел иероглиф 屍 shī «труп» (尸 + 死 sǐ «умереть»), но в ходе реформы по упрощению письменности в КНР в 1950-80-е гг 屍 упростили обратно до 尸.


尸 встречается в составе других иероглифов. В некоторых он выступает в качестве смыслового элемента:

  • 祀sì жертвоприношение: 礻(示) shì «столик для жертвоприношений» + 尸.
  • 居 jū проживать, жить (первоначальный смысл «сидеть не двигаясь»): 尸 + фонетик 古 ju.
  • 屏 bǐng «затаить дыхание»: 尸 + фонетик 并 bing


В других 尸 является условным, графическим, не несущим буквального смысла, до 尸упростили другие, более сложные компоненты:

  • 尽jìn заканчивать, исчерпывать (традиционное написание 盡: 聿 yù «писчая кисть» + 灬huǒ в данном случае «графическое изображение щетинок» + 皿mǐn «посуда»)
  • 层wū «комната» (древнее написание : 戶hù «одностворчатая дверь» + 至 zhì «тупик»)


尸 встречается в словах:

  • 尸骨 shīgǔ скелет, останки мертвеца
  • 僵尸 jiāngshī вампир (в китайской мифологии окостеневший труп, одетый в официальные облачения эпохи Цин и питающийся жизненной энергией ци)
  • 干尸 gānshī мумия (буквально: высохший труп)