tǔземля
Позиция: 32Количество черт: 3Примеры: dì земля, суша

Ключ №32 в таблице ключей Канси


Употребляется как самостоятельно, а также как элемент в составе других иероглифов.


Впервые был найден на гадательных панцирях и костях Шан (1600-1045 гг. до н.э.) и напоминал холм или бугор. Символ внутри впоследствии закрашивался.

По версии западных учёных, возможно, раннее изображение это кусок глины на гончарном круге.


Сюй Шэнь (58-147) в словаре «Шовэнь цзецзы» 说文解字 shuōwénjiězì «Объяснение простых и толкование сложных ых знаков» объясняет происхождение иероглифов 土 так: «Это земля, где все зарождается».


Начиная с Западной Хань 206 до н. э. — 220 н. э.) иероглиф 土 стал выглядеть как современный.


В эпоху Шан на гадательных панцирях 土 использовался, для обозначения жертвенного алтаря в честь бога земли, поэтому стал носить дополнительные значения «алтарь земли», «бог земли»


Отсюда вытекает связь с иероглифом 社 shè ("общество"), который в древности имел значения:

  • Полевик, дух поля; божество полей; родящая земля
  • открытый алтарь [духу земли]; храм земли (как символ государственности)
  • сельская община (объединение из 25 дворов с общим алтарём земли, в эпоху Западная Чжоу 1045-771 до н.э. )


Другие значения иероглифа 土:

  • местный, здешний
  • территория, царство, пределы
  • родная деревня
  • глина


 Примеры использования в словах:

  • 土地 tǔdì - почва, земля, участок земли
  • 本土 běntǔ родные края; метрополия; местная почва
  • 土气 tǔqì силы земли; местный колорит
  • 土语 tǔyǔ местный говор


В составе смыслового и\или фонетического элемента (часто чтение "du") в других иероглифах:

  • 圾 jī мусор
  • 址 zhǐ фундамент, основание
  • 杜 dù груша берёзолистная
  • 肚 dù живот